Телефон в Петербурге: +7 (812) 490-67-89
в Москве: +7 (499) 272-62-64
Автоматизация бизнес-процессов
Главная | Продукты | Zeta Web | Тестирование программных продуктов «ЗетаСофт»
СТАТЬИ
Создание и разработка сайта интернет-магазина на системе Zeta Web
Увеличение объема продаж, автоматизированная система управления продажами и заказами
Тестирование интернет-магазинов на платформе Zeta Web: практические аспекты

Тестирование интернет-магазинов на платформе Zeta Web: практические аспекты

Специалисты нашей компании часто слышат от заказчиков такие вопросы: «А зачем тестировать сайт?», «Сайт уже доступен в интернете, когда мы сможем им пользоваться в рабочем режиме?». Нетерпение клиентов вполне понятно: на реализацию проекта затрачивается большой промежуток времени, а каждому владельцу онлайн-магазина хочется скорее начать продажи и получить прибыль. Но нужно понимать, что тестирование — один из самых важных этапов внедрения интернет-магазина на основе программного комплекса Zeta Web.

Тестирование подтверждает качество конечного продукта, дает гарантию, что все заявленные функциональные требования реализованы в полном объеме и без ошибок, а web-ресурс готов выполнить возложенные на него коммерческие и коммуникативные задачи. В этой статье мы расскажем, как сотрудники «ЗетаСофт» проводят тестирование, какие инструменты для этого используют, сколько времени занимает процесс.

Чем сложнее сайт, тем дольше тесты

Время тестирования интернет-магазина зависит от многих факторов. Основной из них — уникальность каждого проекта. Первая причина, определяющая уникальность и трудоемкость работы, — конфигурация 1С, для которой происходит разработка интернет-магазина. Возможны такие варианты:

• У клиента нет своей базы 1С, перед разработкой сайта надо организовать ведение учёта;

• У клиента эксплуатируется конфигурация 1С, с которой мы объединяем свои продукты:

a. Типовая конфигурация «Управление торговлей»;

Типовая конфигурация

b. Типовая конфигурация «Альфа-Авто» от компании «1С-Рарус»;

Альфа Авто

c. Другая типовая или модифицированная конфигурация.

Любая конфигурация

Вторая причина уникальности интернет-магазина — его дизайн. Мы предлагаем на выбор:

• Использовать типовой интернет-магазин («дизайн из коробки»), разработанный нашими специалистами;

• Выполнить стилизацию типового сайта (она включает изменение логотипа, «шапки» и «подвала» веб-ресурса, основных используемых цветов);

• Разработать индивидуальный дизайн сайта.

Третья причина — набор рабочих компонентов. В качестве опций могут использоваться:

• Подсистема «Виртуальный склад», которая позволяет осуществлять продажу товаров со складов поставщиков;

• Подсистема подбора запчастей по автомобилю.

От сочетания выбранных вариантов зависят трудозатраты тестировщиков и те методики, которые они применяют в своей работе. Конкретнее об этом в следующем параграфе.

Виды тестирования: на пути к идеальному сайту

Виды тестирования

С помощью функционального тестирования разработчики проверяют соответствие реализованных функций спецификациям, проектным документам и ожиданиям клиента. Это «ядро» процесса. Конкретно функциональное тестирование состоит из следующих этапов:

1. Визуальное отображение.

Тестировщики проверяют, что видит на экране посетитель сайта, при этом учитывают разные операционные системы, браузеры, скорости соединения, экраны. Отдельно отслеживается работа сайта на iPad’е.

кроссбраузерность

Сайт должен одинаково отображаться во всех браузерах.

2. Проверка работы элементов управления.

Каждая страница сайта компонуется из множества «кирпичиков» — так называемых control’ов. Примеры таких «контролов»: поле поиска по коду, краткое отображение корзины товаров, форма регистрации на сайте. В рамках этой проверки специалисты убеждаются, что все функциональные элементы работают корректно, т.е. кнопки нажимаются, по ссылке происходит переход, формируются таблицы (с результатами поиска или с заказами клиента).

поиск

Пример «контрола»: поиск

3. Проверка бизнес-логики работы сайта. Тестировщики воспроизводят типовые бизнес-процессы клиента и проверяют поведение сайта при различных наборах исходных условий.

Примеры бизнес-процессов: создание в 1С заказа поставщику, поиск товара из этого заказа на сайте, добавление в корзину, подтверждение заказа на сайте, работа в 1С с заказом покупателя, поступившим с сайта.

Логика

Журнал заказов: при проверке бизнес-логики можно отследить все изменения по заказам

С помощью нефункционального тестирования разработчики оценивают безопасность, нагрузки и производительность ресурса. Эта проверка нужна, чтобы убедиться в том, что сайт способен «принять» большое количество пользователей, например, после удачной рекламной кампании в интернете. При этом ресурс должен бесперебойно работать и быть надежно огороженным от атак виртуальных злоумышленников. Подробно этот процесс выглядит так:

1. Тестирование производительности.

проверка скорости

Под производительностью тестировщики понимают, в первую очередь, время получения ответа от сервера на запрос 1 пользователя. Обычно отслеживается время загрузки страницы с текстом, картинками, результат поиска, время на авторизацию.

2. Нагрузочное тестирование.

Нагрузки

Под нагрузочным тестированием понимается проверка работы сайта при одновременном подключении определенного количества пользователей. Наши специалисты используют такие инструменты:

• a. loadimpact.com — проверка одновременного подключения 50 пользователей;

• b. JMeter — проверка большего количества подключений, варианты запросов пользователей.

3. Тестирование безопасности.

Сайт во Всемирной паутине доступен любому, у кого есть выход в интернет, и нельзя забывать, что пользователь не всегда приходит с честными намерениями посмотреть каталог и что-нибудь заказать. Поэтому наши специалисты заботятся о защите веб-ресурсов клиента. При тестировании выбираются осмысленные действия, которые могут нанести потенциальный вред. Какие угрозы стоит учитывать?

Защита сайта от всех угроз

a. XSS-инъекции — это уязвимость на сервере, которая дает возможность внедрить в генерируемую скриптами на сервере HTML-страницу произвольный код, и, например, атаковать компьютеры пользователей, просматривающих зараженные страницы, Проверка XSS-инъекций нужна, только если на сайте есть общедоступное место типа гостевой книги, в которую кто-либо может что-нибудь написать и сохранить запись. В типовом интернет-магазине Зета Web таких мест нет;

b. SQL-инъекции — встраивание вредоносного кода в запросы к базе данных — наиболее опасный вид атак. С использованием SQL-инъекций злоумышленник может не только получить закрытую информацию из базы данных, но и, при определенных условиях, внести туда изменения;

c. Подделка cookies. Cookies — это небольшие файлы, которые хранятся на компьютере пользователя. Подделка позволит другим злоумышленникам «прикинуться» вами на сайте. Это может привести к перехвату данных пользователя или присвоению учетной записи.

После тестирования сайта, наши специалисты гарантируют клиенту, что все данные надежно защищены, доступ к ним блокирован для посторонних лиц.

Время – деньги. Сколько часов занимает работа?

Мы убеждены, что ценообразование в компании «ЗетаСофт» должно быть прозрачным для клиентов. Убедитесь сами, за что вы платите нашим специалистам. С помощью приведенных ниже схем легко оценить трудозатраты на этот этап работы.

Оценить трудозатраты

Функциональное тестированиеНефункциональное тестирование (тестирование + оформление отчета)
Варианты разработки сайтаВизуальная проверкаПроверка функционала элементовСценарное тестированиеТестирование производительностиНагрузочное тестированиеТестирование безопасности
Типовой дизайн2 часа1 часОт 4 до 8 часов1 часОт 1 до 2 часовОт 1 до 2 часов
Стилизация типового4 часа1 час8 часов
Индивидуальный дизайнот 4 до 8 часовОт 4 до 8 часовОт 8 часов

Трудоемкость тестирования конфигурации 1С и ее взаимодействия с сайтом:

Вариант внедренияФункциональное тестирование (основные справочники, документы, обработки, отчеты)Проверка бизнес-логики (по сценарию)Проверка взаимодействия сайта и 1С
Типовая конфигурация 1С4 часа4 часаВ зависимости от варианта разработки сайта от 4 часов
Модифицированная конфигурацияВ зависимости от количества изменений при объединении конфигураций. От 4 до 8 часовОт 8 часовВ зависимости от варианта разработки сайта от 8 часов

Заключение

Итак, вы узнали, зачем наши специалисты проводят тестирование системы управления интернет-магазином, как это делается и от чего зависит затрачиваемое время.

Напоследок добавить хотелось бы вот что: тестирование — процесс итерационный. Его результаты справедливы лишь до тех пор, пока в конфигурацию 1С, правила ведения учёта, инфраструктуру работы 1С, хостинга и web-сервера не вносили никаких изменения. Поэтому, как только наш программист или же специалист клиента вносит изменения в конфигурацию, тестирование следует начинать сначала. Мы делаем это, в рамках одного проекта в среднем 3 раза. Но, как показывает жизнь, именно обычные посетители сайта являются самыми дотошными тестировщиками. Мы же, занимаясь тестированием, повышаем качество нашего продукта и просто увеличиваем количество довольных клиентов.

Рады сотрудничеству!

Авторы: руководитель проектов Алексей Малинин, тестировщик Надежда Драгун, копирайтер Евгения Чупина.